Патриотическое воспитание в школе играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности, человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России. Патриотизм, как достояние личности, характеризуется гордостью и преданностью своей Родине, уважением к русской истории, языку, социально-активной деятельностью на благо Родины, а также готовностью защищать Россию, служить в армии.

Направления и формы патриотического воспитания

Патриотическое воспитание школьников направлено на создание условий для становления и развития патриотических черт, установок обучающегося; готовности к активной гражданской деятельности. Перед образовательным учреждением стоят следующие задачи:
• формирование патриотического мировоззрения учащихся;
• развитие национального, гражданского самосознания школьников;
• создание педагогических ситуаций, направленных на формирование готовности к защите Родины (конкурсы, сборы, спортивные соревнования);
• разработка, проведение практической деятельности, направленной на развитие патриотизма.
Можно заставить подростка решить задачу или выучить правило. Но возможно ли заставить любить страну, в которой он живёт? Однозначно, нет. Способам развития этого чувства посвящено множество материалов по патриотическому воспитанию школьников. Они объединяют несколько направлений:
• Историко-краеведческое направление — включает освоение истории края. Знакомство с прошлым родного города, интересными фактами. Просмотр старых фотографий, видеозаписей пробуждают интерес к прошлому и гордость за родной город. Сюда относятся музейные уроки, вахты памяти, встречи с ветеранами, поисковые работы.
• Эстетическое направление — изучение творчества писателей, музыкантов, художников-земляков, что прививает школьникам художественный вкус. Это литературные вечера, встречи, походы в галереи и музеи, смотры строя песни, а также праздники народного фольклора.
• Экологическое направление воспитывает аккуратное отношение к природе. Это выставки поделок из цветов, овощей, фруктов, озеленение пришкольной территории, изготовление скворечников, турпоходы и др.
• Предметное направление. В ФГОС заложены цели гражданско-патриотического воспитания подростков. Это направление подразумевает изучение наук социальной направленности: истории, обществознания, основ правоведения, а также создание на основе изученного стендов патриотической тематики.
Патриотическое воспитание подростков предполагает несколько форм:
• Побуждение. Увлечение обучающихся творческим проектом, театральной постановкой и др.
• Убеждение. В 5 – 11 классах ученики принимают позицию полноправных участников образовательного процесса, продуктивными будут дискуссии, споры. Учащиеся тренируются отстаивать свою позицию.
• Приучение. Обеспечение коллективной занятости путем проведения соревнований, конкурсов, командных игры.

Подростковый возраст, время открытий, формирование собственной системы убеждений и взглядов. Патриотическое воспитание в школе (основной и средней) отличается уже осознанным отношением и зрелостью школьников в восприятии понятий патриотизм. Именно на этом возрастном этапе происходит становление активной гражданской позиции. Для патриотического воспитания у подростков правильных ценностных ориентиров значимы их участие в проектной деятельности, проблемно- ценностное общение с представителями других поколений, патриотических конкурсов, интеллектуальные соревнования и игры.

Для учащихся старших классов актуальны такие формы патриотического воспитания подростков, как диспуты, круглые столы, форумы, обсуждения ситуаций с острой социальной проблематикой.
Традиционно каждый понедельник в нашей школе проходит торжественная линейка, посвященная поднятию флага Российской Федерации. На данных мероприятиях подводятся итоги мероприятий за прошедшую неделю, звучит информация о памятных днях, проходит награждение ребят, проявивших себя в различных предметных областях. Школьники знакомятся с мероприятиями, запланированными на текущую учебную неделю.


ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика оснащен кабинет ОБЖ для реализации курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В кабинете имеются наглядные пособия по безопасности, основам военной службы, медицинскими знаниями, воинские уставы, материалы по строевой, огневой и тактической подготовке… В медиатеке имеется возможность использования электронных образовательных ресурсов. Каждый год юноши, обучающиеся 10 класса, получают практические навыки по основам военной службы на военных сборах.

В ОО оформлены следующие уголки и стенды:

  1. Действия при ЧС.
  2. Действия при терроризме
  3. Пожарная безопасность.
  4. Дни воинской славы и памятные даты России.
  5. Служба в армии – почетная обязанность.
  6. Стенд, посвященный 21 армии Вооруженных сил СССР
  7. Стенды с государственной символикой Российской Федерации, Самарской области и Волжского района.

Государственная символика Российской Федерации присутствует в каждом классе, основной большой стенд в рекреации на 2 этаже.